Main Menu

ТАЛАНТ, ВОСПЕВШИЙ КРАЙ АЛА-ТОО

«Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки» — художественная выставка под таким названием открылась в залах Государственного музея имени А.Пушкина в Москве. 

3     Как сообщают российские СМИ, выставочная экспозиция инициирована галереq ГРОСart совместно с Пушкинским музеем и приурочена ее организаторами к 130-летию со дня рождения выдающегося мастера графики искусства книги ХХ века Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964 гг.). Она впервые так широко представляет малоизвестную серию рисунков, созданных ее автором 70 лет назад в период его творческой поездки в Киргизию в 1946 году. Экспозиция включает в себя работы из собрания семьи родных художника и различных частных коллекций.
2     Специально к выставке ее устроители подготовили издание каталога, отражающего процесс сбора Фаворским материала для иллюстрирования национального древнего кыргызского эпоса «Манас». Он включает в себя все выделенные на данный момент рисунки, тексты и документы, не только раскрывающие это событие как важный этап искусства большого мастера кисти, но и подтверждающие огромную значимость исторической связи кыргызской и российской культур.
1     Во время двухмесячного пребывания в Киргизии в августе-сентябре 1946 года  Владимир Фаворский создал уникальный цикл цветной и черно-белой графики, который насчитывает более 100 рисунков. Причем эти работы лишь периодически участвовали в немногих выставках и совсем в незначительном количестве публиковались в редких изданиях. Между тем, в ходе своей краткосрочной поездки на землю Ала-Тоо у Фаворского возникла не только впечатляющая серия оригинальных графических работ, но и был наглядно закреплен мастерски и образно выявленный  ряд интересных теоретических взглядов идейно-художественных установок автора.
Они касались его чуткого отношения к эпосу «Манас» как к литературно-историческому феномену, а также глубокого понимания автором важных закономерностей и основ натурного рисунка в стилистике эпических иллюстраций. Так, в созданных на кыргызскую тему графических композициях Владимир Фаворский по-настоящему сумел тонко почувствовать время, своеобразно и талантливо создать стиль эпоса. В этом и заключается, по мнению искусствоведов, пожалуй, главная идея кыргызского путешествия русского художника, в судьбоносной точке которого утверждаемые Фаворским в искусстве категории «разнопространственного» и «разновременного» как будто неожиданно и тесно переплелись.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий